«Скрытые» активы

«Скрытые» активы организации — имущество, права, дополнительные возможности и иные улучшения, имеющиеся у организации, которые не отражены в балансе в стоимостной оценке (списаны, частично списаны или не подлежат бухгалтерскому учёту в соответствии с законодательством, не учтены при расчёте чистых активов или собственных средств организации), владение которыми даёт или даст в обозримом будущем преимущество или экономические выгоды организации по сравнению с другими организациями, у которых их нет. Отсутствие учёта «скрытых» активов — это занижение стоимости активов организации над стоимостью активов, которыми организация реально владеет и использует в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности. Выявление и оценка «скрытых» активов организации базируется на выявлении произведённых расходов и вложений, которые были произведены организацией раньше, списаны (полностью или частично) в бухгалтерском (и/или налоговом) учёте, не находят отражения в балансе, однако имеют экономические выгоды, то есть продолжают приносить экономический эффект (или будут приносить экономический эффект в перспективе).

К «скрытым» активам могут относиться:

  • организационные расходы при создании организации;
  • расчётные, текущие и иные счета в кредитных организациях;
  • система «клиент-банк»;
  • реальные расходы на получение лицензии;
  • сертификация товаров и услуг, внутрифирменные стандарты, наличие необходимых аккредитаций;
  • наличие квалифицированного кадрового состава; работников (имеющих соответствующие разрешения, прошедшие специальные курсы обучения, имеющие сертификаты, права, санитарные книжки и т. д.), наличие которых в штате организации для ведения деятельности обязательно;
  • аттестация рабочих мест по вредным и опасным условиям труда;
  • обустройство комнаты или уголка по охране труда;
  • обустройство комнаты отдыха, санитарных постов, пунктов приёма пищи;
  • имеющиеся в наличии, но незарегистрированные технологии, ноу-хау, разработки и т. д.;
  • права на использование программных продуктов, собственные разработанные программы и блоки автоматизации обработки информации, в том числе стоимостью до 40 тысяч рублей, которые по правилам бухгалтерского и налогового учёта могли быть списаны на момент оценки;
  • списанные в бухгалтерском (и налоговом) учёте основные средства, стоимостью до 40 тысяч рублей (без НДС);
  • улучшение качеств основных средств, их модернизация, списанные в бухгалтерском учёте единовременно;
  • наличие статуса памятника культуры у основных средств, которыми владеет или пользуется организация;
  • библиотечный фонд;
  • заниженная остаточная стоимость основных средств за счёт применения различных способов начисления амортизации, ускоренной амортизации;
  • заниженная остаточная стоимость нематериальных активов за счёт применения различных способов начисления амортизации;
  • заниженная стоимость материально-производственных запасов за счёт применения различных способов списания материально-производственных запасов;
  • фактическое наличие отдельных категорий материалов в эксплуатации (специальных инструментов, приборов, приспособлений и спецодежды), списанных в бухгалтерском (и налоговом) учёте в денежном выражении;
  • наличие арендных и иных прав пользования на объекты основных средств;
  • наличие арендных и иных прав пользования на нематериальные активы (товарный знак, технология и т. д.);
  • права на кадровый состав, взятый в аренду в другой организации, аутсортинг;
  • превышение реальной стоимости дочернего или зависимого общества над уставным (акционерным) капиталом (или части), принадлежащего оцениваемой организации;
  • наличие телефонных и иных коммуникаций, подключенного телефонного номера, линии подключения к Интернету и т. д.;
  • результаты маркетинговых исследований;
  • наличие бизнес-плана тактического и/или стратегического развития компании;
  • расходы на получение кредита банка, кредитной линии, наработанная положительная кредитная история;
  • полученные гарантии в обеспечении обязательств оцениваемой организации (к кредитному договору, к договору поставки товара или продукции по государственным заказам и т. д.);
  • подписанные долгосрочные контракты;
  • отложенные налоговые активы (ОНА), для организаций их не учитывающих;
  • расходы на рекламу, выраженные в эффекте «узнавания на рынке» продукта или фирмы (элемент оценки бренда, торговой марки затратным методом);
  • «имиджевые» государственные регистрационные знаки автотранспортных средств;
  • иные «скрытые» активы.