Почему именно ФНС будет администрировать взносы для государственных внебюджетных фондов?

По оценкам экспертов предпосылки изменения действующей системы администрирования страховых взносов более, чем очевидны.
До 2001 года взносы на обязательное пенсионное страхование администрировались Пенсионным фондом РФ.
Основной целью смены «администратора» было повышение роста поступлений в бюджет и повышение платежной дисциплины плательщиков.
Налоговые органы в течение 9 лет (с 2001 по 2009 годы) администрировали Единый социальный налог (ЕСН) и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Одновременно в 2001 году налоговым органам была передана задолженность по взносам в государственные внебюджетные фонды в размере 689 млрд. рублей, в том числе 471,8 млрд. руб. — Пенсионный фонд. Задолженность была практически ликвидирована. Остаток задолженности составлял 9,2 млрд. руб. или 1,3% от первоначально переданной.
Идея объединения в одном органе всех функций, связанных со страховыми взносами — от сбора сумм страховых взносов до выплаты сумм страхового обеспечения была реализована в 2010 году. ЕСН был отменен и функции администратора доходов системы обязательного социального страхования были переданы Государственным внебюджетным фондам (ГВФ).
Однако, при этом, кратно возросла административная нагрузка для страхователей/налоговых агентов за счет увеличения количества отчетных документов, необходимости их предоставления в несколько органов; увеличения числа проверок и проверяющих.
Более того: за пять лет (2010-2014 годы) задолженность по взносам в ПФР, увеличиваясь в среднем на 35 млрд. руб. в год, составила на 1 января 2016 года более 200 млрд. рублей.
Совершенно понятно, что наличие задолженность формирует дефицит бюджета фондов, который покрывается трансфертом из федерального бюджета. Размер трансферта ежегодно растет (в 2015 году размер трансферта в ПФР превысил 3 триллиона рублей).
В связи с этим, Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 03.12.2015 предложил «…сформировать единый, целостный механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей.».
Создание такого механизма в отношении налогов и страховых взносов решено осуществлять Федеральной налоговой службы. Оно предполагает формирование налоговыми органами доходов, необходимых впоследствии для реализации государственными внебюджетными фондами (ПФР, ФСС, ФОМС) полномочии по социальному обеспечению граждан – выплата пенсий, пособий, обеспечение медицинской помощи и т.п.
Расходные обязательства в полном объеме, без изменений правил их формирования сохраняются за ГВФ.

Администрирование страховых взносов налоговым органами будет реализовано в рамках норм Налогового кодекса Российской Федерации, что позволит усовершенствовать действующую систему администрирования страховых платежей за счет установленных Кодексом дополнительных полномочий, отсутствующих у государственных внебюджетных фондов. При этом, уменьшится административная нагрузка для страхователей/налоговых агентов за счет упрощения отчетности. Теперь не будет необходимости предоставлении ее в несколько органов. Также ожидаемо снизится число проверок и проверяющих.
По экспертным оценкам повышение платежной дисциплины плательщиков взносов должно принести в бюджет ежегодно 40-50 млрд. рублей дополнительных доходов.

One thought on “Почему именно ФНС будет администрировать взносы для государственных внебюджетных фондов?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code