Пошаговая инструкция закрытия ИП

Далеко не всегда ведение собственного бизнеса приносит высокие доходы и стабильную прибыль. Всем индивидуальным предпринимателям, вне зависимости от того «идет» или «не идет» бизнес необходимо платить налоги и взносы во внебюджетные фонды.

Стоит отметить, в течение последних нескольких лет уменьшилось число бизнесменов, открывающих ИП. На сегодняшний день в связи со сложившейся экономической ситуацией в РФ, динамика регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей скорее отрицательная, чем положительная.

Очень многие предприниматели в России испытывают серьезные финансовые затруднения и, как результат, закрывают свои ИП. Но как сделать все правильно и быстро?

Предлагаем вниманию своих читателей пошаговую инструкцию закрытия ИП.

ШАГ № 1: ПОДГОТОВКА ОТЧЕТНОСТИ И УПЛАТА ДОЛГОВ

Ключевой задачей в закрытии ИП является сдача отчетности, а также уплата налогов и взносов (в том числе, штрафов, если таковые имеются).

Закрытие ИП производится в налоговой инспекции, в которой предприниматель стоит на учете. Ранее (до 2011 года) существовало требование, в соответствии с которым на момент ликвидации ИП вся налоговая отчетность должна была быть сдана.

Начиная с 2012 года, по законодательству у индивидуальных предпринимателей появилось право закрывать ИП с долгами. При этом задолженность перед Пенсионным фондом (ПФР) обязательно может повлечь за собой взыскание долгов в судебном порядке и пени со штрафами в случае отказа ИП погасить задолженность.

Таким образом, первым шагом в закрытии ИП является подача всех необходимых деклараций (и форм отчетности), предусмотренных системой налогообложения, на которой находится предприниматель.

Общая система налогообложения для ИП (ОСНО) предусматривает ведение бухгалтерского учета в полном объеме.

Если вы столкнулись с проблемой заполнения деклараций и не знаете, как правильно оформить ведение бухгалтерского учета — лучше всего обратиться к специалистам, которые за определенную плату помогут правильно сформировать всю необходимую отчетность.

ШАГ № 2: ОПЛАТА ГОСПОШЛИНЫ ЗА ЛИКВИДАЦИЮ ИП

После того как вся необходимая отчетность сдана, а долги оплачены, можно приступать к следующему шагу по закрытию ИП — оплате госпошлины за ликвидацию ИП. Напомним, что при закрытии ИП взимается госпошлина в размере 160 рублей. Оплатить госпошлину можно в любом отделении Сбербанка России. Квитанцию можно сформировать на сайте ФНС.

При заполнении квитанции на оплату госпошлины правильно вносите КБК.

ШАГ № 3: ЗАПОЛНЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ ФОРМЫ Р26001 И ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ В ИФНС

После того как вы сделали все вышеперечисленное, можно переходить к следующему этапу закрытия — заполнению заявления на ликвидацию ИП (форма Р26001), которое подается в налоговую инспекцию вместе с остальным пакетом документов.

Заполняйте заявление на закрытие ИП очень внимательно! Если вы допустите ошибки, инспектор не примет ваше заявление.

Вы можете подать документы в налоговую инспекцию как лично, так и при помощи доверенного лица. Если у вас нет возможности самостоятельно подать пакет документов в инспекцию, вам необходимо будет прибегнуть к услугам нотариуса. В этом случае заявление на закрытие ИП заполняется с 1 по 4 пункты индивидуальным предпринимателем, а остальные пункты (включая подпись ИП) — в присутствии нотариуса.

Документы, которые необходимо взять с собой для визита к нотариусу:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о государственной регистрации ИП;
  • заявление о закрытии ИП (по форме Р26001).

Нотариус заверяет заявление и документы, прошивает их и ставит печать. Также он заносит соответствующие данные в свой журнал.

ШАГ № 4: ЗАКРЫТИЕ РАСЧЕТНОГО СЧЕТА ИП В БАНКЕ

Стоит отметить, что законодательство РФ не содержит какой-либо точной информации относительно того, нужно ли закрывать расчетный счет в банке в случае прекращения ИП своей предпринимательской деятельности.

Но в соответствии с нормами, призванными регулировать отношения между кредитной организацией и клиентом, закрывать расчетный счет в банке все же необходимо.

Для того чтобы закрыть расчетный счет ИП в банке, нужно написать соответствующее заявление в банковскую организацию. После этого, необходимо уведомить о закрытии расчетного счета в банке налоговую инспекцию и внебюджетные фонды, в которых ИП состоит на учете.

Не забудьте это сделать, иначе невыполнение этого требования грозит штрафом!

Статья 46.1 ФЗ «О страховых взносах…» гласит:

«Нарушение плательщиком страховых взносов установленного настоящим Федеральным законом срока предоставления в орган контроля уплаты страховых взносов информации об открытии или о закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей».

ШАГ № 5: СНЯТИЕ КАССОВОГО АППАРАТА С УЧЕТА (ПРИ ЕГО НАЛИЧИИ)

Тем предпринимателям, которые хотят закрыть ИП и при этом в ходе ведения своей деятельности использовали ККМ, стоит выполнить такие действия:

  1. Заполните заявление на снятие ККМ с учета.
  2. Вызовите инженера ЦТО, который должен снять фискальный отчет с кассового аппарата в день подачи заявления.
  3. Возьмите необходимые документы для того, чтобы снять ККМ с учета, а именно:
  • паспорт;
  • оригинал технического паспорта на ККМ (формуляр);
  • журнал кассира-операциониста (форма КМ-4);
  • фискальный отчет ККМ;
  • карточку регистрации ККМ;
  • оригинал договора с ЦТО снимаемого с учета ККМ;
  • копию баланса (заверенную в налоговой инспекции) за последний отчетный период.

Этот пакет документов необходимо отнести в налоговую инспеккцию. Вы можете пойти лично или попросить доверенное лицо.

Как правило, снятие с учета ККМ в налоговой инспекции занимает несколько минут, при условии, что все документы собраны.

В разных регионах порядок снятия с учета кассового аппарата может иметь свои особенности.

ШАГ № 6: ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В НАЛОГОВУЮ СЛУЖБУ

Вариантов подачи подготовленных заявителем документов для ИФНС несколько, а именно:

  • лично;
  • по доверенности;
  • почтой России.

В случае если вы решили лично подавать документы для закрытия ИП, то список следующий:

  • паспорт заявителя;
  • заявление на закрытие ИП (форма 26001);
  • квитанции об оплате государственной пошлины;
  • декларация (за последний период).

После того как документы для закрытия ИП собраны, вы можете отправляться в ИФНС и подавать их. Вы получаете расписку от налогового инспектора о приеме документов. По истечении 5-ти рабочих дней вы приходите в налоговую инспекцию и вам выдают такие документы:

  1. Свидетельство о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
  2. Выписку из ЕГРИП.
Обратите внимание, что в течение 4-х лет ИП должен хранить первичные документы в соответствии с действующим законодательством.

Не забывайте, что после закрытия ИП (снятия с учета) обязательства физического лица не прекращаются.

Надеемся, что предложенная нами пошаговая инструкция закрытия ИП окажется для вас полезной. В случае необходимости мы ответим на все ваши вопросы в комментариях.